звенигород достопримечательности одинцовский район московской области
православие в России храмы монастыри христианство православный сайт udel3.narod.ru Православие, храм Покрова Пресвятой Богородицы, Москва, метро 'Ясенево', ЮЗАО Москва Никольская церковь в Котелино Рязанская область Благовещенский Ионо - Яшезерский монастырь в Карелии храм преподобной  Евфросинии Московской в Котловке ЮЗАО Москва  
ВНИМАНИЮ ПОСЕТИТЕЛЕЙ! В сети появились подложные копии нашего сайта Православие, храмы, монастыри, христианство, православный сайт udel3.narod.ru. Во избежание путаницы рекомендуем входить на наш сайт не с поисковых систем, а добавить в закладки.

Главная страница >> Звенигород православный

Православие в г. Звенигород Московской области
Достопримечательности Звенигорода


С добрым утром! Спокойной ночи! Поздравления с Днём рождения Признания в любви на мобильный телефон

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе ЮЗАО Москвы

Храм св. Димитрия Солунского в с. Андреевка

Успенская церковь в с. Дмитриево

Приход вмч. Георгия Победоносца в Пучеже

Храм святителя Николая в Порхове

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Нармушадь

Храм прп. Серафима Саровского в Амурской области

Храм прп. Евфросинии Московской

Храм святителя Николая в с. Котелино

Благовещенский Ионо - Яшезерский монастырь в Карелии

Православие, христианство

Звенигород православный

Храм св. апостолов Петра и Павла в Ясеневе - фотоальбом

Православие, христианство

Православный календарь, именины

Православные книги

О Православии и православных

Постная кухня

Православие, христианство

Баннеры udel3.narod.ru

Баннеры православных сайтов

Гостевая книга

Карта сайта



Православие, храмы, монастыри России, христианство, православный сайт, православное фото




Православие, восстановление православных храмов и монастырей, христианство udel3.narod.ru

Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которого Россия никогда не отстоялась бы от всех своих врагов и нe построила бы своего земного жилища. Русские люди в течение всей своей истории учились строить Россию “целованием Креста” и почерпать нравственную силу в молитве. Дар молитвы есть лучший дар Православия.

И. А. Ильин





Важнейший аспект, составляющий существо христианства, – это правильное духовное устроение человека. И здесь христианство предлагает то, что принципиально отличает его от учения всех других религий. Во первых, учение о Боге, во-вторых, понимание существа и цели духовной жизни человека, далее – учение о Воскресении и многое другое.

А. И. ОСИПОВ, профессор Московской Духовной академии





Ничто так и не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими.

Преп. Серафим Саровский







Звенигород, Одинцовский район Московской области.

Православный Звенигород

Звенигород - город областного подчинения на территории Одинцовского района Московской области , ровесник Москвы.

Православие в Звенигороде. Воскресенский храм  построен на месте полностью разрушенного


Представляем Вашему вниманию фотографии Саввино-Сторожевского мужского монастыря и звенигородских храмов, сделанные в июле 2007, 2008, 2010 годов.

Фото Саввино-Сторожевского мужского монастыря

Фото древних православных храмов Звенигорода

Фото новых православных храмов в Звенигороде

Из истории Звенигорода

Памятник звенигородскому князю Юрию и преподобному Савве Сторожевскому в Звенигороде, фото 2008 года

Легенды исстари пытались объяснить название древнего Звенигорода: рассказывали о колокольном звоне (ведь на городском гербе есть знаменитый монастырский колокол, отлитый в 1667 г.), о том, что он первым встречал вражеские набеги и звоном предупреждал Москву об опасности. На самом деле основали Звенигород славяне, пришедшие от Киева и Галича, уже в XI веке построившие на юге два города с таким же названием. Самый древний из них тоже стоял на берегу реки. В её шуме слух наших предков мог уловить звон колокольчиков. Может быть и в названии подмосковного Звенигорода звучит ласковое журчание Москвы-реки.

Не без оснований
Звенигород считают ровесником Москвы. Но начальная его история затерялась во тьме веков и не была отмечена дошедшими до нас летописями. В документах город впервые упоминается в ту пору, когда он стал центром крупного удела, входившего в Московское княжество.

Первые письменные упоминания, относящиеся к Звенигороду и другим селениям Звенигородского края, относятся только к XIV веку. О том, что происходило здесь ранее, поведали сведения, собранные археологами Б. А. Рыбаковым, А.В. Успенской, братьями Красновыми, А.А. Юшко, И.О. Гавритухиным и многими другими, в разное время работавшими на древней Звенигородской земле. Археологические данные свидетельствуют, что дословянским населением звенигородских мест были финно-угорские племена: предки современных финнов, эстонцев, коми, марийцев, мерян. К моменту появления славян жили они на территории будущего Подмосковья уже более трёх тысяч лет. Именно финны дали названия многим рекам и городам центральной
России: Москва, Протва (ва по-фински означает вода), Ока (по-фински означает река), Рязань, Суздаль и др. С характером мирным и покладистым, в целом финны приветливо встретили славян-вятичей, которые пришли в верховья Москвы-реки в IX-X веках. Массовое заселение славянами будущего Подмосковья приходится на XI-XII столетия.

Звенигородский край интересен тем, что оказался на границе расселения двух славянских племён: вятичей и кривичей. Первые получили название по имени легендарного предводителя Вятко, вторые - по названию языческого божества Криве. Летописец Нестор считает, что и вятичи, и кривичи пришли на Русь "от ляхов", то есть с территории современной Польши. В Одинцовском районе археологи обнаружили множество славянских курганов (большинство из них - вятические), датируемых ХI-XIII веками. К этому времени Русь уже была официально крещена, но вятичи дольше всех славянских племён упорно сопротивлялись христианству. В курганах обнаружены языческие амулеты, обереги, железные и керамические изделия, украшения. По сравнению с другими славянскими племенами именно у вятичей были распространены самые интересные и оригинальные украшения: височные семилопастные кольца, решетчатые перстни, витые шейные гривны, браслеты, подвески, сердоликовые бусы, которые изготавливались из привозного горного хрусталя. В курганных могильниках около г. Звенигород найдено множество подобных изделий, которые позволили безошибочно определить их принадлежность к вятичам. Украшения кривичей гораздо скромнее.

К XI-XII векам славяне уже плотно заселили долину Москвы-реки. Вслед за крестьянами земли "осваивали" феодалы. На захваченной территории князьям нужны были опорные пункты, дружины, собиратели дани. Так возник Звенигород.

Центром древнего поселения стал кремль на западной окраине нынешнего города. Звенигородцы издавна называют это место Городком. Высокий холм с крутыми склонами, с трех сторон окруженный глубокими оврагами, с четвертой - омываемый водами Москвы-реки. Верхняя площадка Городка возвышается над окружающей местностью на 24 метра. В середине XII в,
Звенигород был опорным пунктом на северо-восточной окраине Черниговского княжества, княжеским замком, охранявшем важный торговый путь из южнорусских в новгородские и западноевропейские земли.

Поселение оставалось небольшим, и возможно поэтому о нем молчали летописи. В письменных источниках Звенигород впервые упомянут в духовной грамоте Московского князя Ивана Даниловича Калиты, относящейся к 1339 г.: "А се даю сыну своему Ивану: Звенигород...". Теперь - это центр удельного княжества Ивана Ивановича, сына Калиты, хотя первые звенигородские князья обычно жили в Москве.

По завещанию Дмитрия Донского 1389 г. Звенигородское удельное княжество досталось его второму сыну Юрию Дмитриевичу. Честолюбивый князь превратил Звенигород в подлинную столицу своих владений и почти постоянно до 1425 г. жил здесь. В годы правления Юрия Дмитриевича город пережил пору расцвета. По его приказу окрест кремля была создана круговая система обороны из земляных валов, по гребню которых шла высокая деревянная стена с башнями. Около 1407 г. в центре Городка возвели белокаменный Успенский собор, расписанный Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Письменные источники XV-XVI веков говорят о торговле и таможенниках в городе.
Звенигород развивался, несмотря на разорение его татарами в 1382 и 1408 годах. В конце XIV столетия возник Саввино-Сторожевский монастырь на Сторожевом холме к западу от Звенигорода, где в 1405 г. построили еще один большой собор - Рождественский.

Начатая князем в 1425 г. междоусобная война в Московском княжестве сильно повредила
Звенигороду и лишила его политической самостоятельности, явилась началом конца экономического роста города. В дальнейшем он превратился в центр уездного масштаба.

Звенигород переходил от князя к князю, пока не попал во владения Ивана Грозного. Тот пожаловал Звенигород татарским царевичам и князьям, перешедшим на службу к русскому царю.

...Шли годы. В апреле 1605 г. умирает Борис Годунов и самозваный царь Лжедмитрий I направляется в Московский Кремль. Путь его сопровождался пожарами и разорением. Пылал звенигородский посад, жители города оставляли дома и уходили в лес. Один из документов тех лет гласит о нашествии варваров: "... монастырские деревни они разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякие монастырские запасы и хлеб забрали, и игумена Исайю с братиею ограбили и огнем жгли".

Фото окрестностей Звенигорода, июль 2008 года

Два года спустя самозванец Лжедмитрий II также пробирался к столице вдоль Москвы-реки. И вновь на пути интервентов оказался Звенигород. На этот раз город грабили более жестоко. Здесь же Лжедмитрий II принял посла от В. И. Шуйского, стоявшего во главе Русского государства.

Вслед за смутным временем наступила эпоха царствования Романовых. Царь Алексей Михайлович, прозванный "тишайшим", избрал в 1660-х годах
Саввино-Сторожевский монастырь своей любимой загородной резиденцией. В ту пору основное население Звенигорода жило на посадах, кои были невелики. Нижний Посад или Вознесенская слобода протянулась вдоль Большой московской дороги. По переписи 1678 г. здесь было 28 дворов, а в них 135 людей. Верхний Посад или Рождественская слобода насчитывали дворов 26 и сотню с небольшим жителей.

При Алексее Михайловиче была построена крепость Саввина монастыря - в 1650 - 1656 гг. возведены стены и башни, а на территории - впоследствии - дворец царя, трапезная, звонница, башенка для часов, вывезенных Государем из Смоленска, палаты царицы Марии Ильиничны Милославской, в 1652 г. - Троицкая церковь, вплоть до XVIII в. возводились Братские корпуса. А царевна Софья в 1693 г. добавила в ансамбль монастыря Преображенскую церковь.

Через 17 лет Императрица вновь ставила рескрипт на бумагу о Звенигороде. На сей раз ей представили проект герба города: на геральдическом щите вверху - символ Московской губернии Георгий Победоносец, внизу изображение "великого колокола" в 34 тонны весом, того самого, что был отлит в 1667 г. для монастыря мастером Александром Григорьевым.

...XIX век. Новые беды обрушились на Звенигород с вторжением наполеоновской армии. После Бородина французский Император стремился уничтожить противостоящую ему Русскую Армию и отдал приказ командиру IV пехотного корпуса, вице-королю Италии Евгению Богарне двинуться параллельно с основными силами через Рузу и Звенигород, дабы ударить русским во фланг. Против этого корпуса врага М. И. Кутузов выставил отдельный кавалерийский отряд генерал-майора Ф. Ф. Винценгероде. Русский Главнокомандующий сообщал генералу М. А. Милорадовичу, командовавшему арьергардом отступающих войск: "Вчера после обеда в 10 часов Винценгероде доносил мне, что он стоит в Звенигороде; впереди аванпосты его в 14-ти верстах, перед коими неприятельские в двух верстах". Вице-король пытался проложить себе дорогу силой, из-за чего произошло "Звенигородское дело" - небольшое сражение, длившееся более шести часов. Русские отступили, когда врагу открылась неприглядная картина. Вот свидетельство наполеоновского офицера Ц. Ложье: "Двигаясь вдоль Москвы-реки, мы приходим в Звенигород. На вершине одного из холмов, по которым идут казаки, среди соснового леса открываются стены и колокольни старого, почти разрушенного Саввинского монастыря. У подошвы холма лежит маленький город Звенигород, расположенный по обоим берегам Москвы-реки... Итальянский лагерь расположился у ворот пустого, как и другие, города. Дома, избы, деревни - все представляет самый ужасный вид запустения".

Занявший Москву Наполеон поручил Богарне следить за дорогами в Белокаменную. Однажды пришло сообщение о появлении русских войск близ Звенигорода. Французы провели около города разведку и никого не обнаружили. Уставшие, они решили отдохнуть в монастыре. В сновидении к Богарне явился старец с бородой. "Не позволяй твоим солдатам грабить и расхищать этот монастырь, - сказал он, - и в особенности не позволяй им завладеть ни одной вещью, находящейся в церкви. Если ты исполнишь мою просьбу, возвратишься невредимым и здоровым на твою родину".

Утром вице-король приказал готовиться к отходу в Москву, а собор опечатал личной печатью, приставив караул. И хотя Богарне вернулся на родину, монастырские документы того времени сообщали о грабежах и осквернении наших святынь вражескими солдатами.

В звенигородских деревнях собирались отряды народных мстителей. Действовали в окрестных лесах и армейские партизаны. Конное подразделение майора Фиглева, состоящее из ополченцев и казаков, в конце сентября-октябре разбило у Звенигорода отряды французов, взяв много пленных. 21 октября им и отрядом есаула Гордеева был освобожден сам город, враг бежал из монастыря.

В дни войны большинство мануфактур в помещичьих усадьбах распалось. Основным занятием жителей города по-прежнему оставалось огородничество, сельское хозяйство. Но один из промыслов Звенигорода стал известен на всю страну. Это производство струнных музыкальных инструментов, развившееся в городе благодаря крестьянину села Шихово Емельянову, работавшему прежде в московской гусельной мастерской. Вернувшись домой, он обучил односельчан производству гитар, мандолин, балалаек.

...В 1862 г на средства местного купца П. Г. Цурикова близ Звенигорода построили еще один памятник истории и архитектуры - Скит. Главную церковь его поставили над пещерой, где провел последние годы жизни Савва Сторожевский - основатель монастыря, сподвижник Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, духовник Юрия Звенигородского.

Вплоть до революции 1917 г. Звенигородский уезд был одним из наименее развитых в губернии.

Переход власти в руки большевиков в
Звенигороде произошел 16 ноября 1917 г. Отряд красноармейцев-рабочих и солдат из Павловской слободы без сопротивления вошел в город и за несколько часов занял все административные здания, почту, телеграф. Вскоре сюда прибыл с мандатом продкомиссара Константин Иванович Макаров. Сформированный им отряд реквизировал у Савво-Сторожевского монастыря 800 пудов хлеба и других продуктов.

15 мая 1918 года в Саввино-Сторожевский монастырь явились большевики конфисковывать имущество. Но местные жители встали на защиту монастыря. Люди, в основном крестьяне, по звону колокола собрались у входа в обитель, и когда большевики потребовали ключи от монастырской ризницы, воспротивились этому. Завязалась драка, в которой комиссар Макаров был убит, сопровождающие его большевики ранены, один из них скончался в больницу. После расправы над супостатами люди двинулись в Звенигород для свержения власти советов в уезде. Но уже к вечеру народное восстание было подавлено прибывшим из Дедовска вооруженным отрядом красноармейцев. Наместник монастыря был арестован и приговорён к принудительным работам.

В Звенигородском уезде государством было взято под охрану несколько брошенных прежними владельцами помещичьих усадеб и комплекс монастыря, закрытого решением Звенигородского уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов 29 июня 1919 г. Через три года здесь по инициативе председателя уисполкома Каратехина разместился музей и детский санаторий. Константин Алексеевич стал и организатором строительства железнодорожной ветки от деревни Хлюпино до
Звенигорода. Он призывал крестьян идти на стройку, искал деньги, инструменты. К концу 1922 г. к рабочему бараку, где ныне станция "Звенигород", подошел первый паровоз.

Быстро развивалось в первые годы Советской власти и сельское хозяйство: увеличилось поголовье различного скота, появлялись кооперативы и объединения крестьян. Большая группа кустарей Звенигорода в артели "Красный Маяк" изготавливала чулки и носки. Налаживали горожане пищевую промышленность, торговлю, здравоохранение, образование. С 1921 г. Звенигород был центром уезда, а после упразднения таковых, в 1929 г. стал районным центром Московской области, оставаясь вместе с тем тихим маленьким городком. Еще до революции Звенигородский край называли "Подмосковной Швейцарией". Иметь здесь поместье или хотя бы дачу считалось престижным.

Учитывая климат и природные богатства, Звенигородье постепенно превращают в край здравниц. Накануне Великой Отечественной войны их здесь было около 30. Намечались новые планы, но их прервало нападение гитлеровской Германии.

Мемориальный комплекс погибшим при обороне Звенигорода воинам 5 Армии и жителям Звенигорода, фото в июле 2008 года

Оборона Звенигорода началась в конце октября 1941 г. Немецким войскам удалось прорвать можайскую укрепленную линию. 25 октября враг захватил Рузу. В оперативных сводках появился новый термин - звенигородское направление. Чтобы прикрыть шоссе, ведущее от Рузы к Звенигороду, сюда была направлена 144-я стрелковая дивизия генерал-майора М. А. Пронина, находившаяся на отдыхе и формировании в районе Звенигорода. М. Г. Штейнберг, командир 308-го артиллерийского полка, входившего в состав дивизии, вспоминал, что на вооружении у полка были орудия 1902 и 1927 годов. Дивизии был придан 5-й отдельный гвардейский минометный дивизион капитана Ф. Ф. Терешенка - четыре реактивные установки БМ-13.

Именно на звенигородском направлении 78-я немецкая дивизия испытала первые сомнения в своей непобедимости. На фашистские войска, готовившиеся к наступлению на
Звенигород, обрушился шквал огня гвардейских минометчиков и артиллерии. А сам Звенигород с 20 октября находился на осадном положении. Все взрослое население прифронтового города вышло на строительство укреплений. Бок о бок с бойцами Красной Армии звенигородцы рыли окопы, подготавливали огневые точки, сооружали противопехотные и противотанковые заграждения. Небольшой овраг у дороги на Ершово превратился в противотанковый ров, окраины улиц ощетинились "ежами", крупные общественные здания, электростанция - были подготовлены к взрыву. Готовился к боям и 23-й Звенигородский истребительный батальон, получивший задачу уничтожать десанты противника, командовал батальоном бывший пограничник И. Носов. Еще в августе в Звенигороде стали создаваться партизанские группы: каждый боец групп знал, что он будет делать в случае оккупации района противником. Часто встречались звенигородцы со своими защитниками - воинами 144-й дивизии. Непосредственно на позициях одна из встреч произошла в день 7 ноября, когда жители города вручали солдатам подарки.

15-16 ноября немецкие войска на ряде участков Звенигородского фронта возобновили наступление. Бои носили упорный и затяжной характер. Особенно тяжелая обстановка сложилась северо-западнее и севернее Звенигорода. Поняв, что хорошо укрепленный город трудно будет взять с запада, немцы решили обойти его и занять дорогу на Истру, наступая на Звенигород с севера и востока. Но и тут гитлеровцы встретили сильное сопротивление. Командарм Л. А. Говоров приказал усилить правый фланг 144-й дивизии 1310-м стрелковым полком 18-й дивизии народного ополчения. Стойкость защитников Звенигорода и вовремя подоспевшие подкрепления вынудили противника приостановить наступление. С 26 по 29 ноября на всей линии обороны города наступило относительное затишье.

В интервью газете "Правда" Л. А. Говоров рассказывал: "Наиболее тяжелыми для нас днями были 1-4 декабря. В эти дни германское командование предприняло обходное наступление по способу "двойных клещей"... Первые "клещи" должны были сомкнуться на Кубинке, вторые - в Голицыне через
Звенигород".

Мемориальный комплекс погибшим при обороне Звенигорода воинам 5 Армии и жителям Звенигорода, июль 2008 года

С утра 2 декабря бои возобновились с новой силой. Враг оказался всего в двух километрах от города. На случай внезапного прорыва на его северной окраине был сооружен "огневой вал": заграждение из поваленных деревьев и бревен, внутри которого размещалось большое количество бутылок с горючей смесью. Группа бойцов, дежурившая у "вала" должна была, в случае подхода врага, поджечь его. Из Звенигорода, подвергавшегося обстрелу, ушли многие жители, были эвакуированы все учреждения, оставались лишь военная комендатура, милиция и истребительный батальон.

3 декабря наши части все активнее контратаковали рвущегося вперед противника. В боях явно наступал коренной перелом. К исходу дня части Красной Армии прочно удерживали свои позиции. Угроза больших и малых "клещей" была ликвидирована. Восточнее
Звенигорода немецкие части были остановлены всего в 25-ти километрах от Москвы и в десятке километров от штаба Западного фронта в деревне Власиха.

Немцы дважды сообщали о взятии ими Звенигорода - в разгар ноябрьского наступления - в листовках и 2 декабря - по радио. Но германская пропаганда поторопилась. С утра 6 декабря войска правого крыла Западного фронта перешли в контрнаступление. В ближайших же к городу окрестностях наступление началось без пауз, сразу после оборонительных боев. Рядом с воинами сражались партизаны, Звенигородский истребительный батальон. К 20 декабря весь Звенигородский район был освобожден от захватчиков. Война отступала, а местные жители переходили к мирной жизни. После Великой Победы край вновь стал курортной и туристской зоной.

В 1965 г. права райцентра передали Одинцову, и
Звенигород получил статус города областного подчинения. Здесь много небольших промышленных предприятий, учреждений культуры, современная гостиница, кинотеатр, турбаза, школы, детские сады и магазины...

В те же годы из городских окраин вырос многоэтажный квартал ( ул. Маяковского). Многие улицы в старой части
Звенигорода до сих пор напоминают о былом: невысокие дома, памятник воинам 5-й Армии, многочисленные мемориальные доски.

Фото одного из фонтанов в центре Звенигорода, июль 2008 года

В настоящее время центру города придан современный вид.



христианство - православие - храмы - монастыри - православный сайт - помощь храмам - фото храмов - фотогалерея - достопримечательности - звенигород - г звенигород - одинцовский район - московская область


на главную православного сайта 'Восстановление храмов и монастырей России, христианство, православие udel3.narod.ru' -На главную страницу




Rambler's Top100 Яндекс цитирования Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети
интернет ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU
на главную православного сайта 'Восстановление и строительство храмов и монастырей России, христианство, православие udel3.narod.ru'
© Copyright 2006